Нужно ли женщинам покрывать голову в Церкви?

Четверг, 17 Ноя 2011 4:51

Долгое время я удерживал себя от ответа на этот вопрос, но читатели моего блога очень настойчивы и я решил сегодня поразмышлять на ним и попробовать дать ответ, учитывая те моменты, которые, возможно не всегда заметны были читателям Библии. А конкретно первого послания Апостола Павла к Коринфянам 11 главы, в которой он и поднимает вопрос, как некоторым кажется, о необходимости женщинам покрывать голову. Прочитаем вместе:

4.            Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.

5.            И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая.

6.            Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.

Вообще, как по мне, то этот вопрос не стоит и выведенного яйца, но для тех, кому важно разобраться в нём, готов провести анализ текста, написанного авторитетным Апостолом.

Для современного христианства вопрос покрытия женщинами головы во время молитвы, уже особо не стоит, но есть консервативно настроенные христиане, которые настойчиво требуют исполнения этого Библейского повеления, доказывая, что оно остаётся актуальным и в наши дни.

Прошу сразу прощения у тех, кого разочаруют мои размышления по этому поводу, но мне сразу в глаза бросается первое повеление, стоящее перед тем, о котором идёт спор. А конкретно – «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.» Мне это говорит о том, что всякий мужчина, в том числе и священник, который совершает молитву в головном уборе, даже если он является неотъемлемой частью его священнического облачения, постыжает свою голову. Разве не так пишет Апостол Павел в четвёртом стихе? Там явно написано – «Всякий муж». Нет никаких исключений, поэтому, считаю, что борьбу за выполнения этого постановления нужно начинать не с покрытия голов женщин, приходящих на богослужение, а со снятия головных уборов с мужчин, которые совершая служение, остаются перед Богом с покрытой головой.

А вот дальше можно читать об исключении, которое делает Апостол Павел для женщин, которые не хотят покрывать свою голову – они могут быть остриженными или обритыми, если не стыдно. Следовательно, если женщина делает себе стрижку, то она может уже не покрывать свою голову во время молитвы, если, конечно же, не стыдно ей быть постриженной.

Кстати, там есть и продолжение. И я его процитирую, чтобы не было ко мне претензий, будто я выбрал только те тексты, которые меня устраивают. Вот остальные:

13.          Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою [головою]?

14.          Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,

15.          но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?

Как бы Вы ответили на вопрос Павла, заданный в 13 стихе? Прилично или нет? В принципе, он сам отвечает на него в 15 стихе – прилично когда женщина покрыта… Но чем? Волосами, ибо они даны ей вместо покрывала. Итак, читая этот отрывок, я вижу, что женщина, которая отрастила волосы, может не покрывать себя больше ни чем, ибо волосы у неё вместо покрывала. Но это, как будто противоречит выводу, который мы сделали из первого отрывка. Там женщина может не покрываться, если она постриглась. Неужели апостол Павел хочет нас запутать?

Хочу признаться, что это не самое лёгкое из мест священного Писания для толкования. Не хочется ничего притягивать за уши и выдумывать что-то, согласно своих каких-то взглядов и принципов, ибо всё это уже было сделано до меня. Феминистки усматривают здесь возможность быть без платка, мужчины, которые за патриархат, видят обязательное покрытие головы, как будто что-то от этого изменится и женщины станут покорнее в быту, где они уже давно взяли первенство.

Итак, для меня здесь два ключевых слова, которые приоткрывают завесу этой тайны. Это «не стыдно» и «прилично ли». Когда Павел обращается к читателям его послания и спрашивает «рассудите сами…», то я понимаю, что могу рассуждать сам в решении этого вопроса, вернее женщина, к которой он обращается. А рассуждая сам, я не вижу ничего неприличного для современной женщины в отсутствии искусственного покрытия на её голове. А вот носовые платочки, натянутые на макушку перед входом в храм, мне кажутся очень неприличными. Ибо для восточной женщины времён Апостолов, покрытие головы это совсем не косынка, думаю это понятно каждому. Ну и второе, Павел опять отдаёт это дело на россуд самого человека – «если не стыдно быть остриженной, то может не покрываться. Для меня здесь нет чёткого повеления всем женщинам надеть чадру, или паранджу, или даже просто платок. Павел поднимает вопрос культуры и приличия поведения в обществе, но не доктринальный вопрос. Если стыдно пред людьми быть остриженной, то покрывай голову. Если стыдно перед Богом, что состригла естественное покрывало, то накройся искусственным.

Но интересно, что и во втором отрывке Павел пишет о мужчинах, для которых длинные волосы являются бесчестьем. И опять мне на память приходят длинноволосые священники. Интересно, как они объясняют присутствие у себя длинных волос и головного убора во время молитвы, если Павел это не приветствует, как мне кажется, в этом отрывке Священного Писания. В отрывке, который используют только для того, чтобы заставить женщин покрываться, когда они идут на богослужение или становятся на молитву. Какой-то однобокий подход, на мой взгляд. Или я чего-то не понимаю?

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Комментариев: 12 на «Нужно ли женщинам покрывать голову в Церкви?»

  1. vasilii пишет:

    18 Ноя 2011 в 3:47 пп

    Мне говорили, что косынка на голове замужней женщины – это знак для ангелов, что она послушна мужу своему. Если незамужняя девушка придёт в церковь в косынке – это будет означать, что она послушна своим родителям. Головной убор, платок или косынка, у православных христиан – символ кротости и послушания. А мужчины обнажают головы в храме, выказывая этим своё уважение святыне.

    Валерий Reply:

    Спасибо, Василий, за комментарий. Я попробовал эту мысль развить в следующем посте.

  2. memiracle пишет:

    13 Дек 2011 в 5:33 дп

    Я считаю,что без сомнений нужно покрывать голову платком,входя в церковь. Да и чувствуешь себя совсем по другому,как будто очищаешься и полностью доверяешься богу.

    Валерий Reply:

    Тогда, может быть, всегда ходить в платке, чтобы быть очищенной и доверять Богу постоянно, а не только в храме?

  3. dimka пишет:

    18 Дек 2011 в 1:37 дп

    Да поддерживаю тех ,кто считает что нужно носить платок женщинам входящим в храм.Это славная традиция наблюдается как у православных так и у мусульман.А вот как-то не по себе когда вижу католических женщин входящих в храм(костел) без головного убора. 

    Валерий Reply:

    Так это касается лишь Ваших чувств, не более.

  4. Оксана пишет:

    21 Янв 2012 в 11:27 дп

    Думаю ответ находится в 15 стихе «15. но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?» Да и все ли женщины с покрытою головою покорны своим мужьям? Думаю, лишь малая часть. Согласна с автором, что речь идет о приличии.

  5. vlad56 пишет:

    07 Мар 2012 в 2:11 пп

    Вопрос о том надо ли покрывать голову женщине в церкве и недопустимость быть мужчине с покрытой головой может показаться не столь важным. Но на этот вопрос дан ответ в Библии. Эта книга прошла испытание временем. В ней даны даны все рекомендации по поведению людей на этой Земле. Всречаются моменты, которые не совсем вызывают согласие людей. Но это скорей результат того, что люди не могут знать всего замысла высших сил по отношению к ним.

    Валерий Reply:

    В покрытии головы не вижу особого замысла высших сил. Эти лишь культурологический аспект.

  6. Сергей пишет:

    07 Мар 2012 в 2:40 пп

    Обязательно нужно покрывать голову женщинам! и в месячные не ходить в церковь!

  7. Валерия пишет:

    03 Июн 2012 в 9:03 пп

    ВАЛЕРИЙ, БОЛЬШОЕ СПАСИБО! ПОДПИСЫВАЮСЬ ПОД КАЖДЫМ СЛОВОМ!

    Валерий Reply:

    Благодарю!

Ваш комментарий