Какова роль Ханаана в истории с пьяным Ноем?

Четверг, 02 Сен 2010 7:52

Написав свои размышления о произнесении проклятия Ноем над свои внуком Ханааном, я не описывал все версии, существующие в христианстве, но написал самую простую и щадящую. Но не все согласны с ней, поэтому продолжим об этом размышлять сегодня. К продолжению меня подтолкнул комментарий Павла (публикуется без редакции):

«Меня зовут Павел. Вы очень интересно пишите, но мне кажется Вы забыли некоторые нюансы…


Быт.9:24″Наконец Ной, протрезвев, проснулся и узнал, что́ сделал с ним его младший сын». Хам не был младшим сыном(Быт.10:1 Вот жизнь сыновей Ноя: Си́ма, Ха́ма и Иафе́та.)


Быт.9:25″Тогда он сказал: «Да будет проклят Ханаа́н!». Но ведь у Хама были и другие дети(Быт.10:6 Сыновья Ха́ма: Куш, Мицраи́м, Фут и Ханаа́н.).Почему Ной не говорит потомки, а указывает прямо на Ханаана?


И как Вы прокоментируете всю эту ситуацию в контексте Левит 18 глава.


Заранее благодарен за ответ».

Благодарю Павла за его вопрос, ибо такие вопросы побуждают к проверке своих взглядов и убеждений, подталкивая к более внимательному исследованию Библии. Но, к сожалению, не всегда Библия даёт нам исчерпывающие ответы на все интересующие нас вопросы, бывает, что вопросов появляется ещё больше.

Итак, Павел направляет нас к толкованию этого библейского эпизода с участием в нём непосредственно Ханаана, который и был за это проклят. Могу согласиться, что фраза Быт.9:24″Наконец Ной, протрезвев, проснулся и узнал, что́ сделал с ним его младший сын», может означать и участие Ханаана, ибо внуки часто называются детьми в Писании. Но, как бы там ни было, Именно Хам рассказал об этом событии своим братьям:

Бытие 9:22 (BLB)

И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.

Если предположить участие Ханаана, то тогда Хам, по непонятной причине, о его поступке сообщает двум своим братьям, вместо того, чтобы самому всё исправить.

Ну а что же сделал, в таком случае, Ханаан. Учитывая тот факт, что Павел предлагает мне рассмотреть этот эпизод в контексте 18 главы книги Левит, он подталкивает к версии об изнасиловании Ханааном своего деда, так как Библия говорит о наготе, довольно часто, как о сексуальных отношениях. Следовательно, по версии, предложенной Павлом, Ханаан, внук Ноя, воспользовавшись беспомощностью и незащищенностью пьяного деда, имел с ним гомосексуальную связь. Да, такая версия существует, но насколько она обоснована, думаю, решать каждому читателю придётся самостоятельно, так как Библия не даёт нам убедительных доводов ни в подтверждение этой версии, ни в опровержение оной.

Я понимаю, что многие христиане набросятся на меня за столько кощунственное описание библейской истории, но хочу напомнить всем, что Библия изобилует описанием разнообразных грехов главных героев. И среди этих грехом и кровосмешение, и инцест, и изнасилования, и убийства. Нам чаще всего хочется оправдать тех, кто нам симпатичен или назван героем веры и осудить тех, кто нам не нравится, либо ведёт открытую борьбу с Богом, но, поверьте мне, для грешников, оправданных Богом достаточно одного Адвоката – Иисуса Христа и нам не стоит занимать Его место. Да и на место Судьи становиться тоже не стоит, оно занято. Да и нам ли быть судьями сегодня?

Могу лишь согласиться с тем, что версия, предложенная Павлом, выглядит непривлекательно и слегка натянутой, но имеет право на существование, ибо автор книги Бытие не говорит о подробностях и деталях тех событий. Но смущает одна деталь – Ханаан не знал о правилах и постановлениях из 18 главы книги Левит, следовательно, не мог нести наказание за свой поступок.

Хотя, если посмотреть на историю, то непосредственно Ханаан и не стал рабом своих братьев, это произошло лишь с его потомками. Вот поэтому я и говорю, что вопросов возникает больше чем ответов.


Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Комментариев: 9 на «Какова роль Ханаана в истории с пьяным Ноем?»

  1. AlexGSG пишет:

    03 Сен 2010 в 6:07 дп

    Интересны обе трактовки данного библейского эпизода. Позвольте высказать свою. А не возможно ли такое, что в те времена увидеть пьяного обнаженного человека и рассказать об этом другим было бОльшим оскорблением, чем любое другое?

  2. Валерий Помещик пишет:

    03 Сен 2010 в 6:38 дп

    Возможно, но тогда не так часто попадались пьяные и голые отцы семейств. Тем более, что всего одна семья была на Земле.

  3. Anonymous пишет:

    03 Сен 2010 в 10:18 дп

    Короче говоря, пить надо меньше, что бы не попадать во всякие двусмысленные ситуации, которые каждый может трактовать, как он того захочет в меру своей распущенности. Это еще один наглядный пример из Библии, что мера нужна во всем.

  4. Валерий Помещик пишет:

    03 Сен 2010 в 10:57 дп

    Так это понятно, но с кем не бывает.

  5. Anonymous пишет:

    03 Сен 2010 в 2:02 пп

    да не знал о таком случае…расписано интересно. а может им просто нечего было одеть?

  6. Валерий Помещик пишет:

    03 Сен 2010 в 2:56 пп

    Одежду потом сыновья занесли, идя задом и неся её на плечах своих.

  7. Anonymous пишет:

    08 Сен 2010 в 9:23 дп

    Странная история. Описана как то не очень. не понял немного.Все мы не безгрешны!!!

  8. Anonymous пишет:

    19 Сен 2010 в 1:42 пп

    Возможно, в этой истории было что-то глубже, какое-то суеверия, возможно от язычества. Именно поэтому в Библии это карается.

  9. Наталья пишет:

    17 Дек 2010 в 6:57 пп

    Павел, а нет ли у Вас возможности посмотреть это тексты на языке оригинала, или подстрочный перевод? Хорошо бы уточнить.

    Я слышала рассуждение о том, что Ханаан, скорее всего, «пошутил» с дедом – раздел, увидев его пьяного, т.к. в то время пьяным никто ещё не был. (В одном из переводов сказано, что Ной первым насадил виноградник, и не знал о том, что вино может бродить и пьянить). И что Хам посмеялся над отцом…

Ваш комментарий