Священник-психотерапевт

Понедельник, 11 Фев 2013 15:52

Многие посетители моего блога недоумевают, как можно совмещать две, казалось бы, совершенно разные специализации – теологию и психотерапию. Сегодня решил высказаться по этому поводу. Дело в том, что так считают лишь те, кто не знаком достаточно хорошо ни с тем, ни с другим из моих занятий. Для одних теолог это некий «сухарь» или «фанат» изучающий религии, для других психотерапевт это загадочная личность со взглядом Кашпировского, «зомбирующего» людей. И уже каждая из этих идентичностей сама по себе является для них не совсем приглядной, не говоря уже о симбиозе из двух представителей этих «странных» профессий. Да, ничего не поделаешь, на просторах бывшего СССР не в чести ни одна, ни другая. Можно сказать, что я выбрал не самое почётное и денежное занятие для себя. Но я не выбирал, это призвание. При чём, между теологией и психотерапией нет никакого противоречия. И я сейчас объясню, почему я так считаю.

Теолог, или богослов, занимается изучением Бога, если дословно перевести это слово, то есть той стороной человеческой жизнедеятельности, которая связана с душой, с духом человека. Этим всегда занимались религии. Религия имела очень сильный психотерапевтический эффект, хотя никто раньше не знал такого слова и о психологии никто слыхом не слыхивал. Но это не значит, что до появления науки психологии никто не лечил психику человека, равно как и до появления официальной медицины всегда были те, кто лечил соматические заболевания.

Все представители религиозных культов были теми, кого мы сегодня называем психологами, психотерапевтами и психоаналитиками. Ну, по крайней мере, они таковыми должны были быть. Человечество, со времён грехопадения, было заражено тем, что мы сегодня называем экзистенциальными страхами. Поиск смысла жизни, страх смерти, безысходность бытия и неизвестность что будет после, вызывали в людях невротичное поведение. Сильно впечатлительные могли впадать в депрессию и страдать психозами, что, естественно, плохо сказывалось не только на психическом и соматическом здоровье человека, но и становилось проблемой для окружающих его людей. Вот и использовались всевозможные религиозные культы для того, чтобы снять это напряжение, дав человеку смысл его бытия.

В Ветхом Завете мы видим, как Бог даёт повеление выбрать из числа израильтян тех, кто будет совершать служение в храме. И среди них есть семья, потомки которой, из поколения в поколение, будут совершать служение священников. И оно не ограничивалось лишь принесением жертв и чтением молитв. Более того, эта часть служения была совсем не главной и длилась очень короткое время, во время «череды», то есть несколько дней в году, по графику. Что же должен был делать священник всё остальное время, свободное от служения в храме? Жить среди народа! Бог даже не дал им удел, как всем коленам Израиля. Им не дали полей, которые они могли бы возделывать и пасти скот. Они должны были жить не отдельно своим коленом, но среди всех колен. И не просто ждать своей очереди служения в храме, а быть «психотерапевтами» для всего народа. Их задача была утешать скорбящих, поддерживать разочаровавшихся, молиться с угнетёнными. Священники отвечали за духовное состояние нации, следовательно, за их психологическое здоровье, ибо это взаимосвязано. А народа должен был отделять десятину от всех своих доходов, чтобы священники не думали о заработке, не волновались о пропитании для своих семей, не отвлекались от основной своей работы

К сожалению, священники не всегда должным образом выполняли свои обязанности, что привело к недоверию общества. Более того, люди стали высмеивать их образ жизни, что ещё больше отдалили Церковь от общества. В результате, произошла культурная революция и люди отказались от веры в Бога и от Церкви, как института избавления общества от неврозов и психозов. И, естественно, эти самые неврозы, стали бичом современного общества. Поэтому, совершенно логичным было появление тех, кто заменил священников. Это были психологи, психотерапевты и психоаналитики. Задача у них была та же, что и у священнослужителей, только изменились условия их работы.

Итак, психотерапия это не что иное, как современная религия, задача которой всё та же, что и в древние времена – стабилизация психического состояние общества.

Поэтому, совсем не удивительно, что я изучаю христианство и занимаюсь психотерапией. Эти занятия совсем не мешают одно другому, но наоборот, помогают. Психотерапия даёт мне инструменты помощи людям, а христианство наполняет смыслом и мои действия, и жизнь моих клиентов.

Есть, кроме упрёков некоторых читателей, пожелания, которые я готов воплотить в следующих своих постах. Просят писать не только о христианстве, но и о психотерапии. Даже больше просят писать о психотерапии, коль на блоге написано, что я не только теолог, но и психотерапевт. Что ж, соглашаюсь, я много уделял внимания духовным вещам, больше писал размышлений о религии, теперь нужно выровнять баланс и писать о «душевном», о психотерапии, о том, что поможет моим читателям восстанавливать своё психологическое состояние.

Хорошо, теперь буду больше представлять свою идентичность психотерапевта, чтобы избежать это дисбаланса. Готов даже начать консультирование для всех желающих. Кстати, время от времени, ко мне обращаются за консультацией, может быть, пришло время сделать это частью более официальной здесь на блоге. Подумаю, как это лучше сделать и, возможно, напишу об этом отдельно.

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Комментариев: 11 на «Священник-психотерапевт»

  1. Остап пишет:

    12 Фев 2013 в 11:23 пп

    Да, Валерий, вот это Вы замахнулись…
    Подозреваю, что люди религиозные Вас не поймут. А может даже и не простят.

    Валерий Reply:

    Меня давно уже не все понимают, но это же не моя проблема)))

  2. Николай пишет:

    12 Фев 2013 в 11:32 пп

    Это конечно смелое утверждение по поводу того что религия является психотерапевтической практикой древности, но это лишь слова. Может вы приведёте и какие-то факты? Было бы интересно почитать.
    Да и доказательства бы не помешали.

    Валерий Reply:

    Могу. Приведу. Уже скоро!

  3. Витя пишет:

    17 Фев 2013 в 4:35 пп

    Могу согласиться, что религия и психотерапия имеют что-то общее, но они, как бы там ни было, сильно отличаются одна от другой. Я бы не ставил их на один уровень.
    Вообще, религия много запрещает, а психотерапия избавляет от запретов.
    Хотя бы в этом, они разные.

    Валерий Reply:

    Во-первых, не все религии одинаковы.
    Во-вторых, религию часто используют нечистоплотные люди.
    На самом деле, в христианстве намного меньше запретов, чем в современном обществе.

  4. active пишет:

    23 Фев 2013 в 2:43 дп

    :-) ))))))))))))))))))))))))))

  5. Иван пишет:

    14 Мар 2013 в 12:07 дп

    А может такое случиться, что психотерапевты вытеснят священников?

  6. Гавриил пишет:

    16 Мар 2013 в 12:18 пп

    Ну, священнику же при каянии нужно рассказать все свои грехи, не скрывая даже самых плохих, иначе только хуже будет. Вот так и получается, он же будет вас наставлять, советовать вам.

  7. Vyacheslav пишет:

    16 Мар 2013 в 6:27 пп

    Иван , этого никогда не случиться!Народу нужны люди которые давно в религии и на кого можно положиться , а психотерапевтам доверия и уважения я думаю не будет..
    Это лично мое субъективное мнение.

    Валерий Reply:

    Доверие появляется к каждому конкретному человеку во время общения с ним.

Ваш комментарий