Трудно ли не противиться злому?

Четверг, 28 Янв 2010 6:43
Как трудно принять учение Христа тем, кто не пережил личного опыта воплощения в жизнь Его принципов. Сегодня я попытаюсь ответить на вопрос, который мне задали в посте «Око за око…» Вовпрос приводится без редакции:

«Не держать зла, не мстить – это понятно. А как быть с возможностью пресечь нападки. Если тебя (образно говоря) ударили по одной щеке, то зачем подставлять другую. Не лучше ли перехватить руку? Если ты можешь остановить обидчика, то может лучше сделать это?»
Чисто по человечески я понимаю о чём идёт речь и могу согласиться, что перехватить руку и остановить обидчика может быть лучшим средством в борьбе со злом. Но это моё человеческое и мужское мнение, которое не согласуется с мнением мужчины Иисуса. И вот здесь возникает вопрос – «Я буду действовать согласно своей логики или доверюсь тому, что сказал Бог?»
Моя самолюбивая мужская часть говорит о том, что нужно сражаться за себя, за свой авторитет, за свои личные границы. Но, с другой стороны, я прекрасно понимаю, что это возможно только в том случае, когда я, оценив ситуацию, понимаю, что могу стравиться с обидчиком. Но если я слабее, то смысла
сражаться нет, ибо результаты будут хуже, чем если бы я покорился грубой силе.
Но, наверняка не этому учит Христос в своей проповеди. Не говорит Он о том, что когда противник превосходит тебя, то подставь другую щёку, а когда ты сильнее, то дай сдачи. На мой взгляд, Христос учит новым принципам взаимоотношений, в которых умнее остаётся тот, кто не отвечает злом на зло, кто не распространяет зло, не даёт ему увеличиться. Христианин является последней инстанцией в распространении зла, на нём оно останавливается. И в этом нет слабости, в этом великая сила, на самом деле, которую можно понять и ощутить только тогда, когда будешь поступать подобным образом.
И в этом я вижу, как раз, способность остановить обидчика. Если это попытаться сделать физически, то это вызывает ещё больший гнев, особенно, если обидчик уверен в своей силе, а если это сделать так, как учит Христос, то это остановит нападающего. Или, скажем так, шансов больше во втором случае.
Кстати, это проверено на личном опыте. Я испытывал это в своей жизни и получил хорошие результаты. Я не поставлял вторую щёку буквально, но просто не отвечал на зло тем же и это действовало отрезвляюще для нападающего. Главное в этом деле, оставаться спокойным и не бояться противника. Вернее, так происходит само собой, когда получаешь Божью силу поступать подобным образом. Раньше я всегда старался предупредить зло – бил первым, не дожидаясь, когда ударят меня. И это работало, меня боялись и «уважали». Поэтому, мне особо сложно было не только понять учение Христа о второй щеке, но, тем более, так поступать. Но очень долгое время мне не предоставлялась возможность проверить это в действии, так как я просто не попадал в подобные ситуации. Когда же меня попытались обидеть, я оставался совершенно спокойным и уверенным в Боге, который укреплял меня. Физического насилия надо мной не было, но иногда моральное труднее вынести, чем физическое. Так вот, когда я анализировал эту ситуацию, то понял, что я поступил так, как учит Иисус – я подставил вторую щеку для «повторного удара». Но удара не последовало, ибо обидчик увидел во мне ту силу, которая намного превосходит физическую и отказался от дальнейших действий. Я себя чувствовал совершенно спокойно и не насиловал свою мужскую природу, чтобы сдержаться от ответного удара. Это было внутреннее состояние и естественная реакция.
Поэтому, я так понимаю, что христианин будет поступать так, как учит Бог. Но это будет не насилие над собой, а естественная реакция на зло. Он не будет чувствовать себя потерявшим собственное достоинство, так как он его не потеряет. Более того, он станет на высшую ступень в своём духовном развитии. Это не смогут оценить те, кто грубую физическую силу считает самым эффективным способом решать все конфликты.
Мы хорошо знаем, что на всякую грубую силу найдётся другая, более грубая, а вот на духовно сильного человека не повлияет никакая физическая сила. Ибо физическое насилие может повредить лишь моему телу, а вот мой дух это не сломит.
Я умею дать отпор нападающему на меня и опередить желающего ударить меня по щеке, но уже многие годы не пользуюсь этим преимуществом, так как вырос из этого состояния и очень этим доволен.


Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Комментариев: 29 на «Трудно ли не противиться злому?»

  1. leoness80 пишет:

    28 Янв 2010 в 4:49 пп

    Это все конечно правильно,против лома нет приема,если нет другого лома.Но до этого надо самим дойти,пока ты не испытаешь на себе,это ощущение не злости,а умиротворенности.Когда заранее прощаешь своего обидчика.Я в данном случает пользуюсь правилом не око за око,а правило бумеранга.Когда обращенное к тебе зло,возвращается к этому человеку обратно.Только при этом делать ничего не надо.Просто отойти,простить и забыть о том, что это было.Может ли оно считаться и пападать под учение Христа о щеке?

  2. ЮМО пишет:

    28 Янв 2010 в 4:54 пп

    В современном мире тяжело вести себя так, как пишет автор. То есть подставлять вторую щеку. Мы воспитаны совсем по-другому, да и жизнь не позволяет так поступать. Будешь подставлять щеки – тебя съедят. А насчет того, что обидчик сможет увидеть в тебе духовную силу, так это единицы таких. У нас сейчас народ такой безмозглый пошел, что дальше собственного носа ничего не замечает. Не то, чтобы чью-то духовную силу увидеть. Заметят ее разве что, если она будет стеной, о которую очередной обидчик головой уже не раз ударился.

  3. sledopitx пишет:

    28 Янв 2010 в 6:08 пп

    Цитата: «Я умею дать отпор нападающему на меня и опередить желающего ударить меня по щеке, но уже многие годы не пользуюсь этим преимуществом, так как вырос из этого состояния и очень этим доволен».

    Как видно из этой цитаты автор уверен в своей физической силе, или знает какие-либо приёмы на быстроту реакции, что опять же увеличивает уверенность в возможности дать сдачу. Возможно, я отдалюсь от главной темы, но люди уверенные в своих силах излучают определенную энергетику, которая влияет на других, и которые подсознательно понимают, что такого лучше не дразнить.
    А когда ты намного физически слаб, что делать, подставлять другую щеку?
    Я уверен, что в такие ситуации попадают лишь те, кто ищет приключений, кто не умеет уступать. Если такая ситуация возникнет, значит ты что-то задолжал в этой или иных жизнях. Человек, который глубоко верит, защищен от подобных ситуаций, поскольку Бог всегда даст мудрый совет, как поступать в той или иной ситуации.

  4. Anonymous пишет:

    30 Янв 2010 в 5:37 пп

    В основе любого физического воздействия на тот или иной субъект "реальности" лежит боль! Боль может быть как физической, так и моральной. Именно она и толкает этот субъект (человек или животное) на сопротивление источнику этой боли. Приведу простой пример из физической боли: некто заломил вам руку за спину, но у вас есть возможность ударить его ногой. Как вы поступите будете ждать пока он вас отпустит или окажете сопротивление?

  5. leviychaynik пишет:

    30 Янв 2010 в 5:58 пп

    Поразил комментарий sledopitx. Бог не защищает от провокационных ситуаций. Мы люди и живем среди людей. И попадаем в различные ситуации независимо от нашего желания.
    Уважаемый автор, вы так кичитесь силой! Физической или духовной, какая разница.
    "обидчик увидел во мне ту силу, которая намного превосходит физическую и отказался от дальнейших действий"

  6. Anonymous пишет:

    31 Янв 2010 в 5:03 пп

    А я согласна с автором. В жизни были разные ситуации, но сейчас могу с уверенностью сказать, что внутреннюю силу человека и его спокойствие видят и уважают. И, как правило, это останавливает людей гораздо лучше, чем физический отпор.

  7. Ерген пишет:

    31 Янв 2010 в 7:33 пп

    Здравствуйте. Тема канешно очень серьезная.Но автор по-моему не особо решил разбирать ее тонко. Хотя в буддизме и психологиях разных целые трактаты написаны по этой теме.
    Мое мнение,что с христианской позиции здесь можно только говорить так,что "Я готов унизиться полностью,для меня это ничего не значит. Для меня весь этот Мир ничего не значит."…это весьма не приемлемо для обывателя. А вот кстати с житейской точки зрения, этот вопрос легко обосновать,как я думаю. Есть вопросы на много важнее чем драка,отстаивание своего якобы достоинства.Например–карьера,работа,здоровье соответственно. Некие малые цели в жизни.Семья,которой ты нужен здоровым.
    Некое отстаивание сомнительной гордости перед агрессорами и теми кто "батон на тебя крошит"))не стоит этих важных вещей в жизни. На много важней выйти на работу на следующий день,а не попасть в больницу или в Ментовку,если ты нанес повреждения агрессору,даже случайно.
    ….Я думаю,что Евангелие -это книга для жизни,а не для мечтаний о загробном Мире,или некой великой божьей силе,присутствие которой не видно вообще.

  8. Ерген пишет:

    31 Янв 2010 в 7:33 пп

    Здравствуйте. Тема канешно очень серьезная.Но автор по-моему не особо решил разбирать ее тонко. Хотя в буддизме и психологиях разных целые трактаты написаны по этой теме.
    Мое мнение,что с христианской позиции здесь можно только говорить так,что "Я готов унизиться полностью,для меня это ничего не значит. Для меня весь этот Мир ничего не значит."…это весьма не приемлемо для обывателя. А вот кстати с житейской точки зрения, этот вопрос легко обосновать,как я думаю. Есть вопросы на много важнее чем драка,отстаивание своего якобы достоинства.Например–карьера,работа,здоровье соответственно. Некие малые цели в жизни.Семья,которой ты нужен здоровым.
    Некое отстаивание сомнительной гордости перед агрессорами и теми кто "батон на тебя крошит"))не стоит этих важных вещей в жизни. На много важней выйти на работу на следующий день,а не попасть в больницу или в Ментовку,если ты нанес повреждения агрессору,даже случайно.
    ….Я думаю,что Евангелие -это книга для жизни,а не для мечтаний о загробном Мире,или некой великой божьей силе,присутствие которой не видно вообще.

  9. Буагир пишет:

    31 Янв 2010 в 8:19 пп

    Я хочу согласиться как с автором, так и с комментарием №1. Я уверен в том, что всё возвращается на круги своя (объясню: всё сделанное не бывает безнаказанно). У самого были такие ситуации. Много раз я шёл в "ответку" на те поступки, которые могли повредить мне или моему окружению. Но ведь иногда эти поступки совершаются для того, чтобы спровоцировать тебя на более низкие поступки. Считаю, что на поводу инстинкта и эмоций не в коем случае идти не надо.

  10. Anonymous пишет:

    01 Фев 2010 в 4:34 пп

    В общем я согласна с автором, а вот в частности…Касательно себя – да, я могу подставить вторую щеку, пусть меня ударят физически, морально, я это переживу. Но вот мой маленьки ребенок, ему 5 месяцев. За него я готова убить, я мать, я не позволю даже 1 раз обидеть моего ребенка (ни физически, ни морально). Кто кроме матери его защитит, он не может сам защититься, убрать или подставить вторую щеку! Как быть в этом случае? Да, я знаю сюжет из Библии, как отец был готов отдать в жертву своего ребенка Богу. Но поверьте, ни одна МАТЬ не сделает этого. Ни один мужчина не сможет понять ЧТО ТАКОЕ ВЫНОСИТЬ И РОДИТЬ РЕБЕНКА!

  11. Павел пишет:

    01 Фев 2010 в 5:47 пп

    Мы, по своей природе, никогда не сможем прощать все обиды и любить всех людей без исключения. Тот, кто думает иначе, обречён на разочарования и депрессии. Только Христос обладает способностью прощать и любить, как прощает и любит Бог.

  12. Anonymous пишет:

    01 Фев 2010 в 5:48 пп

    Мы, по своей природе, никогда не сможем прощать все обиды и любить всех людей без исключения. Тот, кто думает иначе, обречён на разочарования и депрессии. Только Христос обладает способностью прощать и любить, как прощает и любит Бог.

  13. sledopitx пишет:

    01 Фев 2010 в 7:17 пп

    Для leviychaynik

    Извините меня за резкий вопрос, Вы имеете, наверное, в виду, что «с волками жить, по волчьи выть»? «Бог не защищает от провокационных ситуаций», но люди же сами их создают. Вы согласны?
    У каждого из нас есть «внутренний индикатор», который всегда даст правильный ответ. Как Вы думаете, почему люди поступают не так? Знаю, что плохое и делаю.
    Если Вы переполнены злобой, вынашиваете в своей голове мысли о мести, то это не может не отразится на окружающих. Кто-то обязательно Вас заденет, и Вы по воле случая скажете все, что о нем думаете. Это всего лишь испытания. А Бог не дает испытаний, которых человек не может пройти. Ведь подобное притягивает подобное. Не так ли?
    Хороший комментарий от 30 января 2010 г. 19:58. Человек, который находится в равновесном состоянии воздействует на окружающих умиротворенно.

  14. Anonymous пишет:

    01 Фев 2010 в 8:05 пп

    Автор статьи полностью прав, если на зло ответить злом, это порождает еще большее зло. Просто надо мобилизовать в себе внутренние силы и постараться побыстрее простить обидчика, не замечая его самого. Ведь каждый человек, когда то будет отвечать перед народным, гражданским судом, и на суде перед Богом. Но безнаказанно ничто не проходит.

  15. Vano пишет:

    02 Фев 2010 в 12:36 пп

    Жить по принципу талиона сегодня гораздо проще и практичнее. Хотя надо стремиться к лучшему – к тому, что пишет автор. Однако я сегодня это себе слабо представляюю, как можно подстаить вторую щеку, когда ударили по первой!!!

  16. Валерий Помещик пишет:

    02 Фев 2010 в 7:40 пп

    Благодарю всех за комментарии, на один вопрос отреагирую:
    "Приведу простой пример из физической боли: некто заломил вам руку за спину, но у вас есть возможность ударить его ногой. Как вы поступите будете ждать пока он вас отпустит или окажете сопротивление?" – На такие вопросы не могу ответить, так как надо оказаться в подобной ситуации, чтобы увидеть, как я поступлю. А заранее я этого знать не могу, я не ясновидящий.

  17. Anonymous пишет:

    14 Май 2010 в 7:40 пп

    согласна с автором по поводу собственного поведения,но как не защитить ребёнка или слабого человека? Прошу ответить.

  18. Anonymous пишет:

    19 Май 2010 в 10:12 дп

    фраза "на зло не отвечать злом" большого стоит,ето то чего учил Христос и всегда повторяется в церкви,ето то с чем должен прожить каждый человек,но правда в том что в жызни не так бывает и иногда нас все же переполняет просто злость,с чем очень трудно справится;задача человека приглушыть зло в себе

  19. Валерий Помещик пишет:

    21 Май 2010 в 6:35 дп

    Защитить ребёнка или слабого человека нужно, возможно, грубой силой в определённых обстоятельствах, но это не должен быть принцип жизни, а исключения. У нас есть правоохранительные органы, которые должны решать эти вопросы. а нам стоит молиться Богу, чтобы Он не допускал таких ситуаций, где нам надо будет делать такие "противоестественные" для наших жизненных принципов поступки. Доверяя Богу, мы сможем найти наилучший способ защитить слабых людей, если наша помощь им потребуется.

  20. Виктор пишет:

    21 Сен 2010 в 11:23 дп

    не отвечать на удар это не смирение, это – слабость! ты мужик, ты должен защищать себя и близких, а не ссылаться на то, что бог сказал терпеть! если не можешь защитить зачем ты нужен?!

  21. Валерий Помещик пишет:

    21 Сен 2010 в 11:43 дп

    Виктор, неужели я живу только для того, чтобы кого-то защищать? А если не защищаю, то уже и не жить? А что делать тем, кто не рождён бойцом, воином?
    Кстати, а Бог и не говорил терпеть…

  22. TankAbbott пишет:

    18 Окт 2010 в 8:33 дп

    Злому надо противиться но не всех ситуациях и в умеренном количестве агрессии.Раз каждый человек индивидуален значит и подход нужен индивидуальный.

  23. Юлианна пишет:

    30 Окт 2010 в 4:53 пп

    Действительно, Бог нас учит тому, чтобы не распространят зло.
    Я тоже сталкивалась с той ситуацией, когда меня обижали, а я просто не отвечала на это и оставалась спокойной. И обичик сам понял неправильность своих действий.

  24. НеАдвокат пишет:

    07 Дек 2010 в 8:02 пп

    Древнеяпонский кодекс Бушидо гласит: «Если ты допустил бой, значит ты уже проиграл» Не доводите до того, чтобы вас били по левой щеке, тогда не придется подставлять правую.
    Виктору. Вы считаете. Что у нас не должно быть художников, писателей, а должны быть одни лишь воины и бойцы? В таком случае у нас получится как с Дунканом МакЛаудом, –Останется только один.

  25. Роман пишет:

    17 Янв 2011 в 10:03 пп

    Согласен, что отвечая злом на зло, мы порождаем еще большее зло. Поэтому если тебя обидели физически или морально, главное оставаться спокойным не отвечать, не мстить. Но если мы можем остановить обидчика и перехватить руку, то лучше сделать это. Ведь этим мы не распространяем зло, а только останавливаем его.

  26. Вячеслав пишет:

    21 Фев 2011 в 4:09 пп

    Есть хорошая история о Будде. Когда он находясь в одной деревне спокойно сидел и медитировал под деревом, нашелся человек, который был в силу своего невежества раздражен тем какое почитание выказывают другие люди Будде. Он подошел к Будде и плюнул на него, желая разозлить его и показать всем истинное лицо этого, как он думал проходимца. .Но Будда открыл глаза и спросил – Это все что ты хотел мне сказать?
    Ошарашенный таким поворотом событий человек ушел. Он долго думал и пришел к выводу, что Будда действительно очень возвышенная личность, и что он должен пойти и попросить прощения и выказат ему свое уважение и почтение. Вернувшись на то место где сидел Будда, человек начал всячески прославлять и восхвалять его.
    Будда открыл глаза и спокойео спросил – Это все что ты хотел мне сказать?
    Человек был в недоумении. – Ты не разозлился когда я на тебя плюнул , ты не радуешься когда я тебя прославляю. Будда ответил – с чего ты взял, что я должен поступать именно таким образом. Я не твой раб и не должен действовать согласно твоим ожиданиям.
    Когда мы не отвечаем ударом на удар, то мы действительно не даем злу возрасти и окрепнуть. С другой стороны кто сказал, что нельзя применять силу, если надо защитить кого-либо из близких или даже не из близких?

  27. Валерий пишет:

    23 Фев 2011 в 11:28 пп

    Спасибо, Вячеслав, хорошая притча.

  28. Вячеслав пишет:

    25 Фев 2011 в 1:46 пп

    Я в большей степени стараюсь изучать ведичеие писания. В них четко обозначено в каких случаях человек может применить силу и даже убить, например если есть угроза собственной жизни и т.д., причем человек в этом случае не несет никакой ответственности ни по законам релегиозным, ни по мирским. В остальных случаях лучше проявить смирение и благоразумие и постараться разрешить конфликт без применения насилия.

  29. Валерий пишет:

    28 Фев 2011 в 12:21 дп

    Сомневаюсь, что УК будет согласовывать свои действия с ведами.

Ваш комментарий