Око за око или не противьтесь злому.

Понедельник, 04 Янв 2010 17:34
Категория: Без рубрики
Часто люди, которые начинают читать Библию, сталкиваются с кажущимися противоречиями в Ветхом и Новом Завете. Наиболее распространено замечание по поводу ветхозаветного «око за око» и новозаветного «подставить другую щеку».
Глядя на весь Ветхий Завет, видя в нём много жестокости и кровопролития, люди говорят, что в те времена можно было мстить и наказывать обидчика самому, а теперь надо смиряться и подставлять другую щёку. Это кажется несправедливым и нежелание
разобраться в этом вопросе, порождает отвержение Библии в целом.
Итак, противоречит ли Ветхий Завет Новому? Может ли  вообще Бог противоречить Самому Себе? Ведь обе части Библии богодухновенны и написаны по повелению Бога. Или, может быть, Иисус намного добрее, чем Его Отец?
Для того, чтобы получить ответы на эти вопросы, нам нужно не просто слушать чьи-то мнения, а получить своё, внимательно читая и исследуя Священное Писание. Главное, что мы должны знать, что по одному тексту мы не можем делать выводов, потому что Библия это не разрозненные мудрые мысли, а целостная книга, имеющая главную мысль, которая постигается с помощью второстепенных. И очень хорошо, когда мы понимаем эту главную мысль.
Но сейчас мы исследуем вопрос, связанный с кажущимся разногласием, с которого мы начали наше повествование. Во-первых, что следует принять, так это то, что Бог никогда не поддерживал месть, ни в Ветхом Завете, ни в Новом. Более того, был продуман целый комплекс защиты людей от мстящего родственника. Были созданы города убежища, в которых должен был укрыться виновник трагедии до справедливого суда над ним. Если же мститель совершал отмщение, то его приговаривали к наказанию.
Теперь что касается «око за око», я рекомендую Вам перечитать эти повеления, описанные в трёх местах Ветхого Завета – Исход 21:22; Левит 24:20; Второзаконие 19:21. Здесь мы обнаруживаем повеления Бога, которые даны судьям народа. Это значит, что зло не должно было оставаться безнаказанным, и каждый обидчик должен был хорошо понимать, что причинив урон или увечье, он будет отвечать перед судом и заплатить за это. Но принимать решение мог только суд, а не пострадавший. Суд разбирал тщательно дело, и решал, чем будет расплачиваться обидчик. Вот скажите, если бы один человек, который оказался беззубым, выбил несколько зубов во время драки другому, то как ему отвечать по закону? Абсурд, не так ли? Значит ли это, что он останется без наказания? Или ему вместо зуба ему надо выколоть глаз? Нет, закон не позволял это делать, значит, он должен был заплатить цену зуба.
Закон, данный Богом, преследовал главный принцип – пострадавший защищён, а обидчик наказан.
Что же в Новом Завете делает Иисус Христос, отменяет ли Он данный закон? Нет, Он его расширяет, как и все остальные законы. Он говорит, обращаясь теперь уже к потерпевшему – «не противьтесь злому». Он говорит о прощении обидчика, но не отменяя закон о воздаянии. Преступник должен понести наказание, но пострадавший не должен оставаться с обидой в своём сердце. Когда ты ждёшь, что тебя ударят по обеим щекам, а тебя ударили только по одной, ты можешь вздохнуть с облегчением. Когда ты настроен, что тебя убьют, но остаешься только покалеченным, то это обнадёживает тебя.
Я понимаю, что никому не хочется терпеть обиды и нести урон, какой-либо в своей жизни, но нам приходится с этим сталкиваться. Это неизбежно. Иисус показывает, что если мы обидчики, то должны быть готовы заплатить за нанесённый ущерб, а если обиженные, то готовы простить обидчика, ибо обида убивает, в первую очередь, самого обиженного изнутри.
Я считаю, что всё гармонично и разумно. А главное, что ни каких противоречий.


Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Комментариев: 18 на «Око за око или не противьтесь злому.»

  1. sauna-master пишет:

    10 Янв 2010 в 4:52 пп

    Значит, потерпевшая сторона имеет право на компенсацию урона (материальную в том числе),не смотря ,что ей,потерпевшей необходимо простить (по вере или потому,что так сказал Христос).Правильно ли требовать при этом компенсации?…Хотелось бы узнать разъяснение по этому вопросу.

  2. Anonymous пишет:

    12 Янв 2010 в 5:11 пп

    В библии вообще много противоречий. Где граница зла и добра! И в жизни все относительно. Не делай добра – не получишь зла. И наоборот во благо творят зло!

  3. Anonymous пишет:

    14 Янв 2010 в 4:43 пп

    В целом я понимаю,что хочет сказать автор в своем эссе,единственно,напрягают слова о том,что если ты ждешь собсвенной,насильственной смерти,а "остаешься только покалеченным",то это тебя обнадеживает…

  4. Anonymous пишет:

    18 Янв 2010 в 1:09 дп

    В глубокой древности суровые слова эти были формулой правосудия; означали они: «Преступник должен платиться тем же, в чем пострадала его жертва. Отсекший руку да по­теряет руку, выбивший глаз (око) должен расстаться со своим глазом». Позднее они как закон были записаны в библии.
    Многие древние народы, и русичи в том числе, придер­живались сходных законов. Правда, уже очень давно было разрешено «откупаться» «от телесной кары» деньгами, а это было выгодно – разумеется, богатым людям.
    Сейчас изречение приобрело более мирный смысл. У нас оно значит то же, что: «получи по заслугам», «как аукнется, так и откликнется».
    Вообще – справедливо.

  5. Anonymous пишет:

    18 Янв 2010 в 11:11 дп

    Я полностью согласна с автором. Действительно, все гармонично и нет никаких противоречий. А все потому, что Господь никого не наказывает, мы сами наказываем себя, делая зло. Сделанное однажды зло, когда-нибудь вернется бумерангом к нам. И вот оно – "око за око". Подставляя же вторую щеку для удара, мы смиряемся с обидчиком, прощаем ему. А в прощении и есть наше спасение.

  6. Anonymous пишет:

    19 Янв 2010 в 6:05 пп

    Да, действительно, мысли о том, что мы должны терпеть обиды, тут же прощать обидчиков, как-то сложно принять разуму. А если обидят не тебя, а самого близкого тебе человека, тоже мигом простить?.. Трудно это осмыслить!! Но то, что я чётко чувствую по своим же ощущениям это то, что обида, поселившаяся в сердце обиженного, действительно разрушает человека изнутри… Долго обижаться не могу, иногда прощая даже за самые пакостные вещи… НО!.. Мало кто уважает подобное прощение, обижая вновь и вновь..

  7. Екатерина пишет:

    20 Янв 2010 в 5:03 дп

    Правда то, что обида и ненависть гнетет(съедает) человек изнутри, тем что человек обижается он этим делает плохо только себе.А так как главный принцип – пострадавший защищён, а обидчик наказан, то не стоит тратить свою жизнь на обиды, ведь обидчик будет наказан, даже если не при жизни, то после смерти.

  8. Mishka43 пишет:

    22 Янв 2010 в 6:20 пп

    Отсюда, между прочим, все споры о введении/отмене смертной казни. Когда поймут уже, что смертая казнь достигает цели лишь втом случае, когда приговорённый осознал, что жизнь с сознанием содеянного хуже самой смерти… Смертная казнь – как милосердие к преступнику!

  9. jeena60 пишет:

    22 Янв 2010 в 9:39 пп

    Мне кажется, что есть у вас нестыковка, всё таки, Ветхий Завет по своему "человеколюбию" – прямая противоположность Новому Завету.
    "Людей же всех перебили мечом, так что истребили всех их; не оставили ни одной души. Как повелел Господь Моисею, рабу Своему, так Моисей заповедал Иисусу, а Иисус так и сделал; не отступил ни от одного слова во всём, что повелел Господь."
    Иис. Н. 11:14-15
    "Так говорит Господь Саваоф: Вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шёл из Египта. Теперь иди и порази Амалика, и истреби всё, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца."
    1 Цар. 15:2-3
    О каком справедливом суде здесь идёт речь? В чём вина грудного младенца? В том, что он родом из другого племени?

  10. Anonymous пишет:

    23 Янв 2010 в 5:44 пп

    Всё правильно. Даже если оскорбивший человек не понесёт мгновенного наказания, то оно обязательно настигнет его в будущем. Ведь всё, что мы делаем, возвращается к нам бумерангом в таком же ключе. Помоги ближнему своему и тебе воздастся. Оскорбил, нанёс урон, причинил зло – всё вернётся в большем размере. Справедливость? Закон равновесия? Уставы Божие? Возможно…

  11. Anonymous пишет:

    24 Янв 2010 в 4:57 пп

    Не держать зла, не мстить – это понятно. А как быть с возможностью пресечь нападки. Если тебя (образно говоря) ударили по одной щеке, то зачем подставлять другую. Не лучше ли перехватить руку? Если ты можешь остановить обидчика, то может лучше сделать это?

  12. ferst пишет:

    25 Янв 2010 в 8:48 пп

    Око за око – очень справедливое решение. За всякое преступление нужно платить здесь и сейчас. Подобный принцип способен обуздать преступность. Станет ли убийца убивать, если будет точно знать, что после убийства его самого ждет неминуемая смерть?

    Подставь другую щеку – это не больше, чем наша попытка свалить свои проблемы на плечи всемогущего раба по имени "Бог". Бог накажет преступника… Когда-нибудь… Может быть… В этом случае убийца убивает, замаливает свои грехи и снова идет убивать.

  13. Anonymous пишет:

    27 Янв 2010 в 6:16 пп

    "Обида убивает, в первую очередь, самого обиженного изнутри"
    Вот это очень верно, обижаясь, делаешь хуже только себе.
    По себе знаю, обидит кто-нибудь, попросит прошения, я вот вроде бы и сказала, что простила, вроде бы и помирились, а меня гложет и гложет внутри, и никак отпустить не может. Вроде и общаешься с человеком, а смотришь на него по другому, как будто ниточки какие то оборвались, и самой же от этого очень плохо, сама себе места не находишь.
    А во один прекрасный момент понимаешь, что любишь его безумно, что жить не можешь, и все обиды позабыты, и вот тогда и наступает облегчение, когда отпускаешь эту обиду.
    Вот и я теперь учусь искренне и сразу прощать, а не затаивать обиду, которая разрушит и меня, и дальнейшие отношения с дорогим человеком. Ну и мучительные угрызения совести мне знакомы не понаслышке, сама тоже бывает обижаю, а потом мучаюсь.
    Поэтому я предпочитаю простить, дать шанс и идти дальше.

  14. Anonymous пишет:

    28 Янв 2010 в 2:19 пп

    обидеть первому ближнего своего это конечно грех, но наказать обидчика это просто дело чести каждого уважающего себя человека. а потом уже можно т простить обидчика, зато в следующий раз он подумает о ЗАКОНЕ БОЖЕМ и о неминуемой наказании. и чем строже ты его накажешь тем ему будит неповадней обижать не только тебя но и другого человека. ведь зло должно быть наказуемо. не так ли господа?

  15. Anonymous пишет:

    29 Янв 2010 в 8:17 пп

    Не кажется ли Вам, что сегодня очень мало истинно верующих христиан именно из-за предложения подставить вторую щеку, получив удар по первой. Подумайте ведь среди нас очень мало тех, кто действительно готов пожертвовать чем-то действительно ценным для себя – гордостью, самолюбием, жизнью или здоровьем близких, неполучив ничего взамен. Хотя бы мести.
    Вы готовы простить человека, который убил Вашего ребенка, приняв от него компенсацию назначенную судом. А этот человек пусть остается на свободе с условным сроком?
    Я готова простить, но только после наказания по принципу "Око за око". Убил – умри сам. Или с равноценной заменой – пожизненное в одиночке, без права на амнистию.

  16. Anonymous пишет:

    29 Янв 2010 в 8:21 пп

    Мысль автора я поняла, но считаю рассуждение немного поверхностным. Обиженный выступает в роли жертвы. Его задача – простить обидчика, как завещал Иисус. Но почему мы не пытаемся посмотреть более глубоко – почему обида через этого человека пришла в мою жизнь? Ведь тот, кто обидел – всего лишь проводник, через которого к нам возвращается наше зло. Если смотреть с такой позиции, то "подставить вторую щеку", или простить, совсем не сложно.

  17. kedlviv пишет:

    31 Янв 2010 в 7:27 пп

    Парадоксально получается: почти все соглашаются с Библейным человеколюбием и всепрощением, и в то же время поддерживают принцып "око за око". Мне кажется, что автор вместо того, чтоб доказать, что нет в Библии никаких противоречий наоборот подчеркнул эти противоречия!

  18. wera пишет:

    01 Фев 2010 в 6:08 пп

    Я согласна, что свою жизнь каждый строит сам своими делами, сам создает ее своими мыслями. И зло приходит неспроста- оно вызывается всей предыдущей жизнью. Не обязательно , как наказание, а как реализованый образ наших страхов и худших ожиданий. И винить некого, кроме себя. И щеку подставлять уже не надо- она и так горит…

Ваш комментарий