Проклятие Ханаана. Справедливо ли?

Вторник, 08 Дек 2009 11:18

В одном из комментариев был задан вопрос по поводу проклятия, или наказания Ханаана, внука Ноя, сына Хама, который смеялся над выпившим отцом своим. Эта история написана в конце девятой главы книги Бытие.

Итак, в самом деле, почему наказание за поступок несёт не тот, кто его совершил, а его ребёнок. Этот эпизод вызывает у многих читателей Библии, как минимум недоумение. Попробуем с этим разобраться.

Вспомним, что же там произошло. После потопа, когда Ной со своей семьёй высадился из ковчега на землю, он стал обрабатывать её и посадил виноградник. По всей вероятности, изменившийся климат принёс неожиданный поворот в виноградарстве.

Теперь виноградный сок имел свойство бродить, от чего получался алкогольный напиток, от которого Ной и опьянел. Это привело к тому, что его в пьяном и обнажённом виде увидел один из сыновей – Хам. Это рассмешило парня, и он решил показать это своим братьям, чтобы они тоже посмеялись. Они же поступили по обычаям того времени, то есть с большим почтением по отношению к своему отцу. Они зашли задом, дабы не видеть наготы папы и накрыли его одеждой.

Ной проснулся, когда протрезвел и узнал о поступке Хама. Проклясть Хама он не мог по одной простой причине, что Бог Сам лично благословил Ноя и его сыновей сразу после потопа. Невозможно проклясть того, кто благословен Богом, эти проклятия обрушиваются на проклинающего, поэтому Ной проклинает Ханаана, сына Хама. Но это не просто месть ни в чём не повинному ребёнку, а констатация факта. В данном случае, Ной произносил пророчество над своими сыновьями. Он говорил о судьбе всех потомков троих своих сыновей. Хам, который имел характер бунтаря, не мог воспитать своих детей надлежащим образом, поэтому совершенно естественно, что его дети пошли по его стопам. А это значит, что Ханаан и его потомки накликали на себя беду сами, своим поведением.

Кстати, если посмотреть на потомков Хама, то они не получили в полной мере последствия проклятия непосредственно в следующем поколении, это реализовалось через несколько сот лет. Поэтому не будет правдой сказать, что Ной был виновником их судьбы, или его проклятие. Бог показывает на этом примере, как наш характер меняет судьбу наших детей и внуков. Наши необдуманные поступки, казалось бы, порой невинные, могут стать целым бедствием для следующих поколений. Мы этого можем не знать и, естественно, не увидеть, но последствия неизбежны, особенно, если наши потомки не станут на сторону Бога. Только Бог может устранить большинство последствий генетического влияния на нас предыдущих поколений. Всего в этом мире убрать нельзя, но самое скверное и ужасное, Бог может нейтрализовать своим благословением.

Поэтому, хочу сказать, что не виновен Ной в том, что потомки Хама не приняли решение идти путём благословений, предложенным Богом, но пошли своим путём, за что им пришлось расплачиваться в последствии. Мы выбираем свой жизненный путь и, во многом, судьбу для своих потомков.

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Комментариев: 25 на «Проклятие Ханаана. Справедливо ли?»

  1. Anonymous пишет:

    08 Дек 2009 в 8:28 пп

    Если бы люди знали, что их неправедные поступки могут навредить не только им самим, но и их потомкам, в мире было бы меньше зла. Потому что за детей все мы волнуемся больше, чем за себя. А внуков, говорят, любят даже больше, чем детей. Поучительная статья для многих, и для меня в том числе.

  2. Anonymous пишет:

    08 Дек 2009 в 9:07 пп

    Вне всякого сомнения мы своими поступками накладываем отпечаток на судьбы потомков, как наши родители накладывают отпечаток на нашу судьбу.Поэтому, всегда нужно быть осмотрительным в выборе пути и думать о том что останется после нас. Само собой Бог поможет выбрать правельное направление, но ведь окончательный выбор остается за нами.

  3. Anonymous пишет:

    09 Дек 2009 в 4:27 дп

    Очень интересно, получается, что прокятие – это как следствие какой-то причины? а причины могут быть очень глубоко, даже не в наших действиях…Очень логично, как я раньше об этом не подумала… Возможно, поэтому иногда умирают дети. совсем безгрешные, это следствие поведения родителей или еще более далеких предков?

  4. Anonymous пишет:

    10 Дек 2009 в 9:28 пп

    Возможно так и было. Но я все-равно не могу с этим согласиться. Люди часто грешат, так уж мы устроены.И каждый должен отвечать за свой грех.Так будет справедливо.
    В переводе на юридические термины, получается- кто-то совершил преступление, а "сидеть" будет другой?
    Дети не всегда похожи на своих родителей!
    И как быть с тем , когда умирают маленькие дети? Они тоже расплачиваются за грехи отцов?

    Извините, за откровенность, просто эта тема слишком для меня близка.

  5. Валерий Помещик пишет:

    11 Дек 2009 в 10:43 дп

    Уважаемый Аноним, я не писал о расплате за грехи родителей, я говорил о последствиях грехов, которые тянутся на несколько поколений вперёд. Вы понимаете разницу между грехом и его последствием? Если, скажем, человек согрешил – изменил супруге, то это грех, за который ему самому расплачиваться. А вот последствия измены – незаконнорожденный ребёнок, к примеру, будут сопровождать его род. И не только его, но и того, кто был соучастником его греха. В данном случае это женщина, родившая от него этого ребёнка. Ребёнок не будет отвечать за грех родителей, но он будет воспитываться, скажем, без отца, его будут называть "нагуленным" и т.д. Так вот это – последствия, которые повлияют на его судьбу.

  6. Anonymous пишет:

    11 Дек 2009 в 5:04 пп

    Если Ной благословен Богом, то как человек БЛАГОСЛОВЕННЫЙ БОГОМ МОЖЕТ ПРОКЛИНАТЬ КОГО ЛИБО? Ведь ГОСПОДЬ говорит – ПРОСТИ. БОГ прощает человеку грехи его в раскаянии его. А НОЙ "благословенный" БОГОМ проклинает внука за глупость? За то что над ним посмеялись? Когда сам Ной напился как свинья и потерял человеческий облик, унизив этим ОБРАЗ И ПОДОБИЕ БОГА? А не ГОРДЫНЯ ли это? Не ГРЕХ ли это? Не достоин ли сам Ной наказания за это?
    Любое проклятие да ПАДЕТ НА ПРОКЛИНАЮЩЕГО! Ибо не судите, да не судимы будете! Господь говорит – Мне отмщение и аз воздам! И только БОГ имеет право оценить тяжесть греха и назначить за него наказание!

  7. Валерий Помещик пишет:

    11 Дек 2009 в 9:11 пп

    Так как я писал короткий ответ на вопрос, а не научную статью, то я не упоминал все возможные варианты.
    Первый – Ной не проклинал Ханаана, а лишь констатировал факт. В самом нарушении Божьего закона сокрыты и благословение и проклятие. Так вот, Ной мог только лишь огласить приговор – проклятия падут на род Хама за его поступок.
    Второй вариант – Ной ошибается, что маловероятно, но тем не менее. Благословение от Бога не есть иммунитет от ошибок. Ведь Вы сами подметили, что Ною не помешало благословение Божье напиться. Если Ной ошибся или согрешил, то нечего бояться было Ханаану, так как как Вы сами написали – любое проклятие падёт на голову проклинающего. Так чего же Вы так распереживались за внука Ноя?

  8. Anonymous пишет:

    12 Дек 2009 в 5:28 пп

    Не за внука Ноя, а за самого Ноя! Ведь он проклиная кого либо (по сути неважно кого), нарушает заветы БОГА. И если первое его нарушение (напился, унизил образ и подобие БОГА), могло быть и несознательной ошибкой, вызванной случайностью (тем что виноградный сок приобрел новые, неожиданные свойства). То второе нарушение Ноя (проклятие), нарушение сознательное. Ведь БОГ не проклинает НИКОГО! БОГ любит все создания свои и надеется на их раскаяние в грехах их. БОГ готов простить грехи раскаявшимся и знает что для раскаяния нужно время. А Ной не ждет, Ной не согласен ждать. А вдруг Ханаан осознает свой поступок (пусть и через годы) и раскается в нем, пусть и не перед Ноем, главное перед БОГОМ!

  9. Валерий Помещик пишет:

    12 Дек 2009 в 7:33 пп

    Ну, во-первых, Ханаану не в чём раскаиваться, так как согрешил его отец Хам. А во-вторых, Вы не учли, что ной не Бог, поэтому поступает как человек. Ну и наконец, почему Вы не хотите принять версию, что Ной пророчествовал, а не проклинал. Покажите, наконец, текст Библии, где сказано, что Ной лично проклял Ханаана.

  10. Anonymous пишет:

    12 Дек 2009 в 8:32 пп

    Прошу прощения ошибся именем, я имел в виду именно Хама а не Ханаана. В переводе текста Библии не сказано что Ной лично проклял Ханаана (как в оригинале не знаю – не владею древнееврейским), это сказано у ВАС – "поэтому Ной проклинает Ханаана, сына Хама". Если принять версию о пророчестве, то почему "пророк" Ной так плохо воспитал своего сына Хама, ведь по сути именно Ной (как глава рода) ответственен и за сыновей и за внуков.

  11. Anonymous пишет:

    14 Дек 2009 в 2:13 дп

    Извините, мой вопрос, наверное, покажется глупым, но я спрошу…моя бабушка говорила, что потомки Хама это чернокожие люди (негры), и что Ной говорил, что они долго будут в рабстве у потомков братьев. Это так? Есть какая-нибудь информация по этому вопросу?

  12. Валерий Помещик пишет:

    14 Дек 2009 в 10:04 дп

    Да, в оригинале тоже не сказано, что Ной лично проклял Ханаана, поэтому я написал после тех слов, которые Вы процитировали: "Но это не просто месть ни в чём не повинному ребёнку, а констатация факта. В данном случае, Ной произносил пророчество над своими сыновьями".
    Нельзя же вырывать фразу из контекста и придавать ей смысл, который не вкладывал автор, не так ли?
    А о воспитании сына это вопрос отдельный. Знаете, у Бога тоже был сын – Адам и дочь Ева…

  13. Валерий Помещик пишет:

    14 Дек 2009 в 10:08 дп

    Что касается негроидной расы, то, в самом деле, она пошла от Хама и они долгое время были рабами. В этом-то проклятие и исполнилось.

  14. Anonymous пишет:

    16 Дек 2009 в 11:27 дп

    Однако у римлян, рабы были в основном белые (сарматы, фракийцы, бритты и т.д.). Это значит что от Хама пошли две расы, негроидная и индоевропейская?

  15. Валерий Помещик пишет:

    18 Дек 2009 в 5:44 дп

    То, что Хамиты обречены были быть рабами, совсем не означает, что в рабство не попадёт никто из европейской расы.

  16. Anonymous пишет:

    18 Дек 2009 в 5:36 пп

    А разве Бог одобряет рабство? Я не знала ни о чем таком. Скажите пожалуста, как Бог относится к рабству? Есть ли об этом что нибудь в Библии? Заранее спасибо.

  17. Валерий Помещик пишет:

    22 Дек 2009 в 8:58 дп

    Об отношении Бога к рабству читайте здесь

  18. Anonymous пишет:

    25 Май 2010 в 6:38 дп

    Это не справделиво. Сын за отца не должен страдать.

  19. Валерий Помещик пишет:

    26 Май 2010 в 8:09 дп

    А сын и не страдал за отца. Рабами стали потомки Ханаана, а не он сам. и не за проделки Хама, а потому, что ушли от Бога. Это был их выбор.

  20. Anonymous пишет:

    31 Авг 2010 в 8:20 пп

    Меня зовут Павел.Вы очень интересно пишите,но мне кажется Вы забыли некоторые нюансы…
    Быт.9:24"Наконец Ной, протрезвев, проснулся и узнал, что́ сделал с ним его младший сын". Хам не был младшим сыном(Быт.10:1 Вот жизнь сыновей Ноя: Си́ма, Ха́ма и Иафе́та.)
    Быт.9:25"Тогда он сказал: «Да будет проклят Ханаа́н!". Но ведь у Хама были и другие дети(Быт.10:6 Сыновья Ха́ма: Куш, Мицраи́м, Фут и Ханаа́н.).Почему Ной не говорит потомки,а указывает прямо на Ханаана?
    И как Вы прокоментируете всю эту ситуацию в контексте Левит 18 глава.
    Заранее благодарен за ответ.

  21. Валерий Помещик пишет:

    02 Сен 2010 в 7:54 дп

    Благодарю Вас, Павел за вопрос. Я ответил на него здесь.

  22. Арина Дмтрук пишет:

    15 Апр 2013 в 11:41 дп

    Извините, я понимаю, что могла что-то не заметить, не обратить свое внимание. Но, почему вы считаете, уверенны в том, что Хам смеялся над своим обнаженным отцом? Не мог ли Хам просто испугаться, попросить помощи у своих братьев? И еще мучает вопрос, а правильно ли поступил Ной, когда проклял Ханаана? Вы здесь говорите, что у него было неподобающее поведение, но неужели Ной не смог просто благословить Ханаана или не проклясть, но дать наставление, чтобы он служил людям….обязательно проклинать????

    Валерий Reply:

    Я написал, что Хам смеялся над обнажённым отцом потому, что не хотел писать чего-то более страшного, что могло случиться. И я могу предположить, что там не окончилось лишь смехом. Об этом мне говорит реакция Ноя: «Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его».
    Что же такое надо было сделать над голым отцом, чтобы заслужить проклятие для своего рода? Я предположил, что это насмешки, хотя я смягчил ситуацию, как мне кажется.
    Правильно ли поступил Ной? Ну, я не берусь судить о его поступке, так как у меня мало информации о нём. Н я считаю, что здесь сработало не само проклятие, от которого потомки Хама, спустя несколько сот лет, стали рабами, а унаследованный ими характер Хама. Поэтому, Ной, по сути дела, констатировал реальный результат такого образа мышления и жизни одного из своих сыновей.

  23. Арина Дмитрук пишет:

    15 Апр 2013 в 7:14 пп

    да, я Вас понимаю!) но вопрос не в том, сработало ли проклятие или нет, да какая разница( именно здесь это не имеет значения )….я спрашиваю, Мог ли Ной проклинать его?? Верующий человек и проклинает??? Правильно ли он поступил?? Кто ты такой, чтобы проклинать:???

    Все судят о поступке Хама, как о чем-то страшном и ненормальном!!! но никто не захотел посмотреть на это с другой стороны…..а ведь и правда, не мог ли НОй просто ошибиться???

    Валерий Reply:

    Ной тоже человек и мог ошибиться. И что это меняет? Верующий человек может проклинать. Ной человек, и мог проклясть, он просто человек.
    Правильно это или нет решать не мне, а Богу.
    А верующие люди могут убивать, воровать, прелюбодействовать…

Ваш комментарий